МБОУ "СШ №14"
Смоленск
  • Информационная безопасность

      В современной школе информация, информационная инфраструктура – один из главных компонентов учебного процесса. Учебные классы оснащены компьютерной техникой и её качественное бесперебойное функционирование существенно определяет качество полученных знаний, способствует формированию профессиональных компетенций учащихся.
        Проблема информационной безопасности образовательного учреждения, школьников в ней – одна из самых актуальных на современном этапе. Растёт количество угроз из Интернета, изменяется нормативно-правовая база, соответственно реалиям времени меняются и методы обеспечения

    Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

    Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

    Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности»

    Федеральный закон РФ от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

    Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»

    СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

    КОНЦЕПЦИЯ информационной безопасности детей Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 г. No2471-р

    Постановление Правительства РФ от 1 ноября 2012 г. N 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных»

    Постановление Правительства РФ от 21 марта 2012 г. N 211 «Об утверждении перечня мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, операторами, являющимися государственными или муниципальными органами»

    Приказ Минкомсвязи России от 16.06.2014 № 161 «Об утверждении требований к административным и организационным мерам, техническим и программно-аппаратным средствам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию»   

    Методические рекомендации по ограничению в ОО доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети "Интернет", причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а так же не соответствующей задачам образования

    Правила подключения общеобразовательных учреждений к единой системе контент-фильтрации доступа к сети Интернет, реализованной Министерством образования и науки Российской Федерации от 11 мая 2011 года № АФ-12/07 вн 

    Приказ Минкомсвязи России от 16.06.2014 № 161 «Об утверждении требований к административным и организационным мерам, техническим и программно-аппаратным средствам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию»

    Распоряжение Правительства РФ от 02.12.2015 № 2471-р

    Указ Президента РФ от 05.12.2016 № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации»

    Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»

    Федеральный закон от 29.12.2010 № 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

    Методические рекомендации о размещении на информационных стендах, официальных интернет-сайтах и других информационных ресурсах общеобразовательных организаций и органов, осуществляющих управление в сфере образования, информации о безопасном поведении и использовании сети "Интернет"

    Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ от 14.05.2018 N 08-1184

    В современной школе информация, информационная инфраструктура – один из главных компонентов учебного процесса. Учебные классы оснащены компьютерной техникой и её качественное бесперебойное функционирование существенно определяет качество полученных знани
    1.     Обеспечена защита компьютеров от внешних несанкционированных воздействий (компьютерные вирусы, логические бомбы, атаки хакеров и т. д.)
    2.     Установлен строгий контроль за электронной почтой, обеспечен постоянный контроль за входящей и исходящей корреспонденцией.
    3.     Установлены соответствующие пароли на персональные ПК.
    4.     Использованы контент-фильтры,  для фильтрации сайтов по их содержимому.

    Детские безопасные сайты

    • Лига безопасного Интернета
    • Zoofirma -  сайт, посвященный животным. Тут публикуются как энциклопедические справки, так и новости и просто веселые картинки по теме. Незаменим для подготовки школьных проектов.
    • Талантикус  - сайт, позволяющий ребенку поучаствовать в «блиц-олимпиадах» и незамедлительно узнать результат.
    • http://pro100hobbi.ru/ На сайте агрегируется информация о различных мастер-классах и хобби, выкладываются разнообразнейшие инструкции по созданию разных необычных вещей своими руками.
    • http://i-deti.org/ — Портал «Безопасный инет для детей», ресурсы, рекомендации, комиксы.
    • http://dotdeti.ru/ — Фонд «Разумный интернет», развитие в России детского интернета и поддержкой гуманитарных проектов во всемирной сети.
    • http://www.gogul.tv/ — Федеральная программа безопасного детского интернета «Гогуль».
    • http://сетевичок.рф/ — Твой главный советчик в сети. Здесь ты можешь узнать о безопасности в сети понятным и доступным языком, а при возникновении критической ситуации обратиться за советом.
    • www.e-parta.ru — Информационно-познавательный портал для подростков.
    • http://detskieradosti.ru/ — Детские радости: сайт, где родители найдут своим детям много веселых и увлекательных развлечений в онлайн режиме, а также скачают интересный материал.
    • http://uotika.ru/ — В гостях у Отика: Новый сайт для детей и подростков с роботом Отиком. Он специально создан чтобы отвечать на ваши вопросы, общаться с вами в режиме онлайн. Заходите к роботу Отику, скучно не будет. А то, что на сайте есть различные разделы, полезные и интересные, робот Отик держит в секрете от взрослых. А зачем об этом рассказывать, сайт ведь для детей!
    • http://www.babylessons.ru/ — Детские развивающие игры, уроки, поделки.
    • http://1001skazka.com/— Коллекция сказок.
    • http://www.lukoshko.net/ — Лукошко сказок — Детская электронная библиотека — детские сказки, стихи и песни. Бесплатные электронные книги для детей.
    • http://detstvo.ru/ — Сайт для детей мам и пап.
    • http://www.igra-internet.ru/ — Онлайн интернет-игра «Изучи Интернет – управляй им».
    • http://www.safe-internet.ru/ — Сайт Ростелеком «Безопасность детей в Интернете, библиотека с материалами, памятками, рекомендациями по возрастам.
    • http://www.fid.su/projects/deti-v-internete — Сайт Фонда Развития Интернет.
    • http://content-filtering.ru/ — Сайт «Ваш личный интернет», советы, рекомендации для детей и родителей по безопасной работе в Интернет.
    • http://www.saferunet.org/children/ — Центр безопасности Интернета в России.
    • http://zateevo.ru/ Портал для школьников и родителей детей любого возраста. Учащиеся найдут здесь массу справочной информации, интересные статьи и факты, а для родителей здесь имеется масса тренингов и разделов, рассказывающих и в какой кружок отдать младшеклассника, и даже как правильно купать грудничка.
    • http://umniki.ru/ Сайт телепередачи «Умники и Умницы». Как и сама передача, в первую очередь рассчитан на одаренных старшеклассников, готовых расширять свою базу знаний и состязаться с такими же вундеркиндами за шанс обучаться в одном из престижнейших вузов России.

    Информационная памятка

    Полезные ссылки 

    Сайт "Азбука цифрового мира"

    Сайт "Подросток и закон"

     «Мы – ЗА безопасный Интернет»

    Правила безопасности в сети Интернет для тебя и твоих друзей

    Защита детских персональных данных

    Презентация для детей 9-11 лет 

    Презентация для детей 12-14 лет

    Родителям

    •     Ухудшение здоровья ребенка
    •     Интернет-зависимость
    •     Просмотр нежелательного контента
    •     Общение с незнакомцами
    •     Общение с незнакомцами в интернете, которое может перерасти в реальное общение в жизни.

    Информационная памятка

    Полезные ссылки 

    Сайт "Азбука цифрового мира"

    Сайт "Подросток и закон"

    «Мы – ЗА безопасный Интернет»

    • Расположить ребенка к доверительному диалогу по вопросам интернет-безопасности. Объяснить, что Интернет является не только надежным источником информации, но и опасным собеседником, а доверять следует родителям, педагогам и лучшим друзьям.
    • Установить с ребенком «правила» работы с компьютером и гаджетами, временные ограничения, определить ресурсы, которые можно и нужно посещать.
    • Объяснить, что Интернет, в первую очередь, является средством развития и обучения, и только второстепенно - развлечений и общения. Желательно договориться, что новые игры и программы будут устанавливаться совместно с родителями.
    • Ввести ограничения по использованию гаджетов.
    • Запретить общение с незнакомыми людьми. Эта мера должна восприниматься так же, как и запрет общения с незнакомыми на улице!
    • Привить культуру поведения в IT-пространстве, постоянно осуществляя интернет-воспитание ребенка.
    • Надлежащим образом настроить компьютерную технику ребенка. Использовать контент-фильтры, затрудняющие посещение определенных видов ресурсов на уровне оператора связи и на уровне операционной системы. Контент-фильтрация не всегда эффективна, в частности, из-за того, что не ко всем сайтам закрыт доступ, а социальные сети, онлайн-игры, переписка и иная активность ребенка остаются в стороне!
    • Контролировать деятельность ребенка с компьютером и гаджетами, в частности, при помощи средств родительского контроля. При этом, ребенку нужно объяснить, что Вы это делаете для того, чтобы предотвратить опасность, и что на это имеете полное право. Знайте, что дети способны удалять историю переписки и посещения сайтов, существует множество средств родительского контроля, которые необходимо использовать для того, чтобы обезопасить своего ребенка

    Педагогам

    Рекомендации по организации работы в информационном пространстве:

    •     Желательно выработать оптимальный алгоритм поиска информации в сети Интернет, что значительно сократит время и силы, затраченные на поиск.
    •     Заранее установить временный лимит (2-3 часа) работы в информационном пространстве (просмотр телепередачи, чтение, Интернет).
    •     Во время работы необходимо делать перерыв на 5-10 минут для снятия физического напряжения и зрительной нагрузки.
    •     Работать в хорошо проветренном помещении, при оптимальном освещении и в удобной позе.
    •     Не стоит легкомысленно обращаться со спам-письмами и заходить на небезопасные веб-сайты. Для интернет-преступников вы становитесь лёгкой добычей.
    •     При регистрации в социальных сетях, не указывайте свои персональные данные, например: адрес или день рождения.
    •     Не используйте в логине или пароле персональные данные.
    •     Создайте собственный профиль на компьютере, чтобы обезопасить информацию, хранящуюся на нем.
    •     Не забывайте, что факты, о которых вы узнаете в Интернете, нужно очень хорошо проверить, если выбудете использовать их в своей домашней работе. Целесообразно сравнить три источника информации, прежде чем решить, каким источникам можно доверять.
    •     О достоверности информации, помещенной на сайте можно судить по самому сайту, узнав об авторах сайта.
    •     Размещая информацию о себе, своих близких и знакомых на страницах социальных сетей, спросите предварительно разрешение у тех, о ком будет эта информация.
    •     Не следует размещать на страницах веб-сайтов свои фотографии и фотографии своих близких и знакомых, за которые вам потом может быть стыдно.
    •     Соблюдайте правила этики при общении в Интернете: грубость провоцирует других на такое же поведение.
    •     Используя в своей работе материал, взятый из информационного источника (книга, периодическая печать, Интернет), следует указать этот источник информации или сделать на него ссылку, если материал был вами переработан.

    Интернет-ресурсы для педагогических работников

    Методические и справочные материалы

    Как безопасно общаться в социальных сетях ПАМЯТКА для школьников
    1 Ограничь список друзей. У тебя в друзьях не должно быть случайных и незнакомых людей.
    2 Защищай свою частную жизнь. Не указывай пароли, телефоны, адреса, дату рождения и другую личную информацию. Злоумышленники могут использовать даже информацию о том, как ты и твои родители планируете провести каникулы.
    3 Защищай свою репутацию. Держи ее в чистоте и задавай себе вопрос: хотел бы ты, чтобы другие пользователи видели то, что ты загружаешь? Подумай, прежде чем что-то опубликовать, написать и загрузить.
    4 Не используй реальное имя. Когда в сети разговариваешь с незнакомыми людьми, не называй и не используй реальное имя. Не раскрывай информацию о себе: место жительства, место учебы и прочее.
    5 Не сообщай свое местоположение. Избегай размещения фотографий в интернете, где ты изображен на местности, по которой можно определить местоположение.
    6 Используй сложные пароли. При регистрации пиши сложные пароли. Они должны содержать не менее восьми знаков и включать в себя строчные и прописные буквы, цифры и несколько символов, такие как знак доллара, фунта, восклицательный знак.
    7 Используй разные пароли. Для социальной сети, почты и других сайтов создавай разные пароли. Тогда если тебя взломают, то злоумышленники получат доступ только к одному месту, а не ко всем сразу


    Как защититься от кибербуллинга ПАМЯТКА для школьников
    КИБЕРБУЛЛИНГ – ситуация, когда человека в Сети преследуют сообщениями, которые содержат оскорбления, агрессию, запугивание; хулиганство; социальное бойкотирование.
    1 Не бросайся в бой. Лучший способ: посоветоваться, как себя вести, и если нет того, к кому можно обратиться, то вначале нужно успокоиться. Если ты начнешь отвечать оскорблениями на оскорбления, то только еще больше разожжешь конфликт.
    2 Управляй своей киберрепутацией. Ищи способы выяснить, кто стоит за анонимным аккаунтом обидчика. Анонимность в Сети мнимая.
    3 Береги виртуальную честь смолоду. Не веди хулиганский образ виртуальной жизни. Интернет фиксирует все действия и сохраняет их. Удалить их будет сложно.
    4 Игнорируй единичный негатив. Одноразовые оскорбительные сообщения лучше игнорировать. Обычно агрессия прекращается на начальной стадии.
    5 Блокируй агрессора. В программах обмена мгновенными сообщениями, в социальных сетях можно запретить конкретным адресам присылать сообщения.
    6 Поддержи жертву кибербуллинга. Покажи преследователю, что оцениваешь его действия негативно. Сообщи взрослым о факте агрессивного поведения в Сети.

    ПАМЯТКА для школьников
    ЦИФРОВАЯ РЕПУТАЦИЯ – это твой имидж, который формируется из информации о тебе в интернете. Компрометирующая информация в интернете может серьезно отразиться на реальной жизни. Твое место жительства, учебы, твое финансовое положение, особенности характера и рассказы о близких – все это накапливается в Сети.
    Многие подростки легкомысленно относятся к публикации личной информации в интернете, не понимая возможных последствий. Ты даже не задумываешься о том, что фотография, размещенная пять лет назад, может стать причиной отказа принять тебя на работу.
    Комментарии, фотографии и твои действия могут не исчезнуть даже после того, как ты их удалишь. Ты не знаешь, кто сохранил эту информацию, попала ли она в поисковые системы и сохранилась ли она. Найти информацию много лет спустя сможет любой – как из добрых побуждений, так и с намерением причинить вред.
    1 Не публикуй сразу. Подумай, прежде чем что-то публиковать у себя в блоге или в социальной сети, пересылать в личном сообщении.
    2 Установи ограничения в настройках профиля. Ограничь просмотр профиля и его содержимого. Сделай его только «для друзей».
    3 Берегись исков за оскорбление личности в интернете (ст. 282 УК). Не размещай информацию, которая может кого-то обижать, и не ссылайся на нее.

    Методические рекомендации, направленные на повышение информационной грамотности педагогических работников

     Сайт "Азбука цифрового мира"  https://www.edu.yar.ru/azbuka/
    Поможет организовать увлекательное онлайн-занятие с элементами соревнования в каждом классе.

    Сайт "Подросток и закон"  https://podrostok.edu.yar.ru/safety/index.html

    Баннер акции «Мы – ЗА безопасный Интернет» https://www.edu.yar.ru/safety/lenta/
    Участниками Интернет-акции «Мы – ЗА безопасный Интернет» могут стать образовательные организации, детские и молодежные клубы и объединения, а также каждый неравнодушный пользователь сети Интернет.

    Мероприятия, проекты и программы, направленные на повышение информационной грамотности педагогических работников

    Видео-материалы для проведения уроков по вопросам защиты персональных данных
    Презентация для детей 9-11 лет для использования на уроке:  /docs/deti_9-11zvuk.pptx    
    Презентация для детей 12-14 лет для использования на уроке: /docs/Deti_12-14_zvuk_2.pptx

    Урок для школьников по вопросам защиты персональных данных: 

    https://pd.rkn.gov.ru/docs/video/114_320_1.mp4

    https://pd.rkn.gov.ru/docs/video/114_320_4.mp4

    https://pd.rkn.gov.ru/docs/video/114_320_5.mp4

    https://pd.rkn.gov.ru/docs/video/114_320_2.mp4

    https://pd.rkn.gov.ru/docs/video/114_320_3.mp4

    Проекты и конкурсы Фонда развития Интернета

    • 1 конкурс или проект
    • 2 конкурс или проект
    • 3 конкурс или проект

    Международный проект «Название проекта»

    • 1 тезис о проекте
    • 2 тезис о проекте
    • 3 тезис о проекте

    Дополнительные методические материалы

    • 1 материал
    • 2 материал
    • 3 материал

    Документы

    Документы не выбраны

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie